Трудоголизм появился не так давно, но уже успел стать серьезной проблемой для современного человека. Трудоголиков ставят в пример, их ругают, им сочувствуют, но мало кто до конца понимает этих людей и задумывается: а как он возникает, трудоголизм. И главное: как не позволить ему разрушить свою жизнь.
Прежде всего нужно отделить истинных трудоголиков от тех, кого ошибочно называют этим словом. Слово «трудоголик» является калькой с английского слова workaholic, которое в свою очередь было образовано от work (труд, работа) и части слова [alc]oholic ([алк]оголик).
Слово, которое в начале было лишь ироничным прозвищем, постепенно превратилось в термин и сегодня используется даже врачами, изучающими различные зависимости человека – наркоманию, курение, алкоголизм, игроманию, интернет-зависимость и остальные зависимости.
Для того, чтобы разобраться в этой непростой теме, нужно отделить истинное от ложного. Как это часто случается со словами, произошла подмена понятий. Люди стали называть словом «трудоголик» и «человека с патологической зависимостью и без баланса в жизни», и «человека, любящего труд и свою работу».
В мутной воде легче рыбу ловить
Эта старинная поговорка применима и к нашей ситуации. Термин «трудоголик» многие используют для того, чтобы спрятать то, чего они стыдятся. В основном это две категории людей.
Первая – обыватели, которые приходят на работу «ждать зарплаты» и называющие трудоголиком любого, кто увлеченно работает, достигает своих целей, материального благополучия и карьерного роста. Так обыватели оправдывают свою жизненную позицию, отсутствие целей и позитивных изменений в жизни. Им сложно представить, что для кого-то работа – не обязанность или потребность добывания денег, а увлечение, радость, интересная часть его жизни, которую он не делит на «будние» дни и «уик-энды». Никто и не подумает назвать трудоголиком профессионального футболиста или игрока в гольф, которые тренируются в свое свободное время. А бизнесмена или карьериста – запросто.
Вторая категория – собственно сами трудоголики. Называя себя этим словом, они считают его синонимом трудолюбию и оправданием отсутствию личного и семейного времени, увлечений, занятий спортом и дисбалансу в своей жизни.
Трудоголизм или трудолюбие?
Психологи и врачи легко проводят границу между трудоголиками и трудолюбивыми людьми. Отличие, по их мнению, состоит в наличии или отсутствии выраженной устремленности к цели или целям. Для трудоголика важна не цель или результат, а сам процесс. Для него работа является не частью жизни наравне с семьей, друзьями и увлечениями, а собственно самой жизнью.
Свободное от работы время становится для такого человека тягостным и скучным, лишенным традиционных развлечений – рабочих вопросов и задач. Это, по мнению врачей, является свидетельством, так называемого, трудового невроза – одного из видов «невроза навязчивых состояний». Трудоголик справляется с этим состоянием только благодаря привычным рабочим действиям и ритуалам. Именно поэтому он и стремится больше времени проводить на работе – ему там комфортнее. Регулярные задержки на работе приводят к двум серьезным последствиям, которые, в конце концов, отражаются и на качестве работы трудоголика.
Трудоголизм – враг работы
Во-первых, из-за постоянного отсутствия дома накаляются семейные отношения. А каждому HR-у и руководителю известно – когда у человека все хорошо в семье, он работает продуктивнее и меньше допускает ошибок. И наоборот – проблемы на работе появляются чаще всего после того, как возникают проблемы дома.
Во-вторых, работая сверх нормы, человек не имеет полноценного отдыха и не успевает восстанавливаться. Недостаток отдыха неизменно приводит к падению продуктивности.
Интересным примером является мой клиент – компания в городе Запорожье. Рабочий день ее сотрудников начинался в 9 утра и мог длиться по их собственной инициативе до 9-10 часов вечера. В какой-то момент руководство приняло решение сдавать офис под охрану. Во время сдачи помещения под охрану в 20.00 блокируются все входы и выходы до утра – до начала следующего рабочего дня. Соответственно задержка на работе означала бы необходимость ночевать в офисе.
Нововведение было встречено с возмущением со стороны сотрудников, раньше засиживавшихся допоздна. Они утверждали, что теперь не будут успевать делать свою работу и выполнять план. Интересно, что с того момента никто из них так ни разу и не остался ночевать в офисе, а производительность их труда выросла.Еще один пример – исследования PricewaterhouseCoopers. Эта международная компания, предлагающая услуги в области консалтинга и аудита, проводила исследования по эффективности трудового дня. По результатам этих исследований продуктивность работы руководителя при 8-часовом рабочем дне составляет 80%, продуктивность персонала – 60%. Недостающие 20 и 40 процентов – это потеря времени на непродуктивные действия: ошибочные звонки, переключение с одной задачи на другую, выполнение незначительных задач вместо приоритетных и так далее.
Согласно этому же исследованию, при увеличении рабочего дня всего до 9-ти часов, продуктивность руководителя падает до 60%, а персонала – до 40%.
Исследования PricewaterhouseCoopers подтверждают выводы, сделанные Фредериком Тейлором (1856-1915) – американским изобретателем и инженером, основателем научной организации труда. Тейлор, проводя свои изыскания, вычислил, что оптимальная продолжительность рабочего дня – 8 часов. Он же говорил о значимости отдыха, как обязательного фактора восстановления работника и эффективности его труда.
Трудоголик вредит не только себе и своей семье. Так же он опасен и как работник для своей компании. Как игроман зависим от ощущения своей мощи и возможностей в компьютерной игре, так и трудоголик зависим от ощущений нужности и незаменимости на работе. Почувствовав один-два раза пьянящий вкус спасения компании в кризисной ситуации, он будет подсознательно стремиться к нему вновь. И так же подсознательно стимулировать возникновение этих кризисов, для того, чтобы затем успешно их преодолевать.
Победить и стать свободнее
Если речь идет об истинном трудоголизме, то с какой бы мы стороны ни взглянули, он является проблемой. У трудоголика страдают все сферы его жизни – семья, здоровье, личный рост и даже работа, которой он уделяет больше всего времени.
С этой проблемой нужно и можно бороться. И борьба должна быть такой же системной и серьезной, как и в случае с любой другой зависимостью.
Поборов в себе трудоголизм, как и любую другую зависимость, человек становится свободнее, у него появляется намного больше сил и времени для целей, мечты и полноценной жизни. А его семейная жизнь становится более гармоничной и счастливой.
Людмила Богуш-Данд,
бизнес-тренер, учредитель компании BogushTime,
специально для Forbes Woman